«Игрома́ния» — ежемесячный российский мультиплатформенный[1]журнал о видеоиграх, распространяющийся главным образом вРоссии и странах СНГ. Издаётся с сентября1997 года издательским домом «ТехноМир». Тираж составляет 180 000 экземпляров (крупнейший в России среди журналов о компьютерных играх). Объём — 208 страниц. Журнал комплектуется двухсторонним плакатом, четырьмя наклейками и двумя двухслойными DVD.
Изначально «Игромания» создавалась как журнал руководств и прохождений по компьютерным играм и играм для PlayStation, но со временем приоритет сместился в сторону других рубрик, а целевой платформой вместо PS стал PC. Позже журнал сталмультиплатформенным: «Рынок игр сейчас совсем не такой, каким он был пять или десять лет назад, и посвящать целый журнал какой-то одной платформе — это значит не любить игры в целом и намеренно ограничивать своих читателей от всего их многообразия»[1] — сообщила редакция 22 июня2010 года.
«Игромания» выпускается с сентября 1997 года. У истоков журнала стояли два человека — Евгений Исупов и Александр Парчук. В прошлом они занимались изданием книг из серии «Лучшие компьютерные игры», а потом решили попробовать себя в издательском бизнесе. Название журналу придумала Нина Рождественская — один из первых редакторов «Игромании».
Первый номер «Игромании» был напечатан примерно 16-тысячным тиражом, но когда пошли возвраты, тираж пришлось снизить. Первое время журнал печатался на ризографе и был чёрно-белым, цветной делали только обложку. К середине 1998 года было решено перейти на полноцветную печать, укомплектовать часть тиража CD-диском, а с сентября ещё и плакатом формата A3, но из-за августовского кризиса от этих планов пришлось на некоторое время отказаться.
Поначалу «Игромания» не могла определиться с платформенными предпочтениями — в первом номере присутствовали игры дляPlayStation, а второй номер вообще был целиком посвящён им. Однако потом издание полностью переориентировалось на РС.
В декабре 1999 года на пост главного редактора «Игромании» был назначен Денис Давыдов, до этого работавший в «Хакере», а ещё раньше, в 1997 году, создавший «Навигатор игрового мира». Давыдов начал реформировать журнал, и к 2002 году от его прежней концепции почти ничего не осталось. Из журнала руководств и прохождений «Игромания» превратилась во «всеядное» издание, которое писало буквально обо всём.
В 2003 году пост главного редактора занял Олег Полянский, до того момента бывший редактором игрового раздела журнала. В период его годового управления «Игроманией» в журнале произошли некоторые структурные изменения и были созданы новые рубрики согласно прежней концепции издания.
В 2004 году главным редактором «Игромании» стал Александр Кузьменко. После шести месяцев изменений в структуре и рубрикации журнала, Кузьменко выбрал политику постепенного развития журнала и превращение его в популярное издание, ориентированное на наиболее массовый сегмент российской аудитории любителей компьютерных игр.
После появления «Видеомании» в 2004 году в журнале открылось новое направление. Начавшись с обычных вступительных роликов, предварявших каждый диск нового номера, «Видеомания» превратилась сначала в отдельный раздел, а потом и в отдельное направление. Сейчас под «Видеоманию» выделен отдельный диск, а её созданием занимается целая студия во главе с Антоном Логвиновым. Помимо контента для диска, «Видеомания» также делает видео для сайта «Игромании». Материалы «Видеомании» озвучивают профессиональные актёры, в том числе Борис Репетур, ведущий телепередачи «От винта!».
Руководства и прохождения сначала уменьшились в объёме, а потом были переведены в отдельный журнал — «Лучшие компьютерные игры (ЛКИ)». Какое-то время рубрика «Руководства и прохождения» ещё появлялась на DVD «Игромании», но потом исчезла вообще.
В современной «Игромании» можно найти новости игрового мира, превью, интервью, рецензии, статьи о комплектующих компьютера, программном обеспечении, интернете, вскрытии, модифицировании и разработке игр, специальные материалы, авторские колонки, разделы об онлайновых и внекомпьютерных играх, коды, рубрику ретро-игр, материалы о киберспорте, несколько конкурсов, три вида «горячих линий» (рубрик типа «вопрос-ответ» о программном обеспечении, играх и модифицировании игр).
Большое значение имеют DVD, которые прикладываются к журналу[2]. На дисках выкладывается самый разнообразный контент, есть даже мнение, что многие покупают «Игроманию» не ради самого журнала, а ради дисков[источник не указан 983 дня].
Объём рекламы в «Игромании» меняется из номера в номер и составляет 16-20 страниц.
C 23 апреля2009 года выходит также «облегчённый» вариант журнала — «Игромания Лайт»[3]. Примечательно, что концепция Лайта была описана одним из пользователей форума задолго до появления самого журнала[4]. В июне 2010 года вышел последний номер «Игромании лайт».
После этого обычная, «толстая» версия журнала приобрела статус мультиплатформенного издания[1]. Примерно в это же время главным редактором стал Алексей Макаренков.
В основу создания «Игромании» поставлена доступность и понятность описываемой информации, чтобы тексты были понятны самому широкому кругу читателей. Вместе с тем «Игромания» не избегает игрового сленга.
Рубрикация
Ниже приведён список постоянных рубрик журнала:
«Новостной меридиан» — подборка игровых новостей за месяц
«Видеомания» — содержание второго DVD (наполняется исключительно видео)
«Из первых рук» — репортажи о самых ожидаемых, но ещё не вышедших играх, в которые авторы играли лично
«R&S: В разработке» — превью (материалы по ещё не вышедшим играм)
«R&S: Прямая речь» — интервью с разработчиками игр (в последнее время убрана)
«В центре внимания» — подборка о нескольких ожидаемых играх, объединённых по какому-то признаку (например, участники какого-то конкурса или выставки)
«R&S: Вердикт» — рецензии на новые игры и игры, которые выходят в самое ближайшее время
«Игра месяца» — итоги голосования на лучшую игру месяца (проводится на сайте «Игромании») и советы редакции о том, во что стоит поиграть в ближайший месяц
«Горячая линия: игры» — ответы на различные вопросы по играм
«Железный цех» — обзоры новинок на рынке компьютерного (и не только) железа, тестирования, подборки конфигураций и цен, ответы на самые часто задаваемые вопросы на «железную» тематику
«Спецматериалы» — подборка интересной информации по какой-то конкретной теме
«Игра в онлайне» — новости, превью, рецензии, аналитика по онлайн играм, подборки ссылок на интересные сайты
С августа 2009 года журнал выпускается только с двумя дисками. Один из них целиком отдан под видео (трейлеры, тизеры, видеоновости, видеообзоры, репортажи собственного производства, выпуски телепередачи «От винта!»), второй — под демоверсии, моды, дистрибутивы онлайн-игр (как полностью, так и временно бесплатных), патчи, софт, флэш-игры, коды, сохранения, трейнеры, обои, утилиты для вскрытия и редактирования игр и многое другое.
[править]Конфликты с издателями и разработчиками игр
Начиная с 2004—2005 годов, у «Игромании» время от времени случаются конфликты с издателями и разработчиками игр. Одно из самых активных обсуждений среди издателей и разработчиков породила колонка Михаила Вербицкого «Скажи лицензии „нет"», опубликованная в майском номере «Игромании» за 2006 год.
Редакция журнала находится в России, поэтому «Игромании» сложнее доставать эксклюзивы[источник не указан 129 дней], чем западным изданиям, но в последние годы их число постоянно увеличивается.
Например, в апрельском номере за 2007 год «Игромания» одна из первых в мире (вместе с PC Gamer) опубликовала первые подробности о Guild Wars 2 и Guild Wars: Eye of the North, в мартовском номере за 2008 в журнале состоялась европейская премьера стратегии Red Alert 3, а в декабрьском номере за 2008 год ей удалось первой в России и в мире рассказать о новой части главного пиратского симулятора «Корсары 4».Также в августовском номере «Игромания» первой в мире рассказала читателям о новой части вселенной C&C — Command & Conquer 4, а в сентябрьском номере «Игромания» одной из первых в мире поведала читателям об «All Points Bulletin», к тому же начиная с июльского номера «Игромания» публикует эксклюзивное видеопревью к новой игре во вселенной S.T.A.L.K.E.R. — «Зов Припяти».
5 апреля2010 года в тестовом режиме был запущен сервис по продаже цифровых версий журналов «Игромания Digital»[6]. Любой зарегистрированный пользователь сайта «Игромания.ру» может приобрести «Игроманию», «Видеоманию» и «Игроманию Лайт» (сейчас уже не выпускается) и читать их в оригинальном дизайне с помощью специального просмотрщика. Из преимуществ подобного способа называются: доступность журнала, удобство хранения архива и более низкая, по сравнению с печатной версией, цена. Уже заявлено, что в ближайшем будущем рассматривается возможность запуска сервиса на мобильных устройствах. Доступны все номера «Игромании Лайт» и номера «Игромании» с № 1 (76) 2005.